Одушевлённая педагогика Константина Ушинского

Константина Дмитриевича Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. Педагог был уверен: в основе педагогической теории лежат законы психологии, философии, физиологии и анатомии. Он настаивал на том, что педагогика не может основываться на личном опыте, пусть он даже удачный. Теория всегда должна подкрепляться практикой. В другом случае такая теория является бесполезной вещью, так как из неё нельзя сделать выводы.

К. Д. Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

В своем труде "Человек как предмет воспитания" Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, – строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.»

Сегодня родители очень хотят, чтобы ребёнок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. В нашей школе каждый ученик имеет возможность поговорить с психологом на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребёнку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идёт с мыслями об учёбе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает, а значит и уровень усвоения приобретаемых знаний высокий.
Большие коммуникативные игры во время учебных занятий помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно – нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.

Получается, что психолог в школе Family разговаривает с ребенком, чтобы он испытывал эмоциональный комфорт; лучше учился; эффективнее общался; знал свои ресурсы;
Но так же наш психолог разговаривает с педагогами. Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно. На основании результатов диагностики познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их индивидуальные карты – тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры – все это учитывают педагоги при разработке и проведении уроков. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.
В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием. Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку. А если ребёнку трудно дается чтение, психолог включает его в игровую группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.

Некоторым детям непросто адаптироваться к новым условиям (в 1-ом, 5-ом, 10-ом классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного ребёнка поднимать руку, как другого научить соблюдать учебные правила.
Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.

Иногда учителю требуется дополнительная информация о ребёнке для того, чтобы реально строить урок в зоне его ближайшего развития, чтобы он был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит дополнительную диагностику и помогает учителю стоить урок максимально эффективно.




Автор:
Федорина Ольга Валерьевна
заведующая учебной частью школы FAMILY