Основа методики педагога-новатора С.Н. Лысенковой

В наше время новые программы начальной школы, основанные на федеральном государственном стандарте общего начального образования, рекомендуют уделять особое внимание организации развивающего обучения. В руководстве организации учтены подходы и технологии, истоки которых лежат в известной концепции С. Лысенковой.

Основа методики педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой – так называемое перспективно-опережающее обучение. Суть её состоит в том, что «…некоторые самые сложные моменты следует начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет школьная программа. Постепенно, один элемент за другим. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы, когда до неё дойдёт очередь, не было ощущения полнейшего ужаса и паники, вызванной полным непониманием происходящего. По несколько минут – но на каждом уроке».

«При этом во время урока используется огромное количество наглядного дидактического материала – всевозможные схемы, таблицы, карточки и значки. Это тоже сильно помогает усвоению материала».
Коллектив школы Family считает, что формирование учебной деятельности как способа активного и увлекательного приобретения знаний является одним из направлений развития личности обучающегося. Особенностью используемого нами метода является последовательное и целенаправленное развитие деятельности самих учащихся (понимание учебного задания, освоение способов активной трансформации объекта ассимиляции, внешний комментарий к их действиям, освоение способов самоконтроля). На этом базируется задача перехода от одного компонента универсальной учебной деятельности к другому.

Учебные занятия педагоги нашей школы выстраивают на опережающей основе, включают как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом данный метод Лысенковой «работает» не только в пределах урока, но и в пределах системы уроков, в пределах учебного курса, межпредметные опережения.

Педагоги нашей школы активно используют один из важнейших приемов Софьи Николаевны — «комментируемое управление». Все, что происходит в классе, обязательно проговаривается вслух. Ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом . Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения в школе (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач). По мере продвижения к 4-му классу комментированное управление переходит в доказательное комментированное рассуждение.

В качестве дополнительного бонуса – у школьников развивается способность уверенно и внятно излагать свои мысли. Тоже не лишний в жизни навык.

Выводы, которые рождаются на глазах учеников школы Family в процессе объяснения под руководством учителя оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты».

Дополнительные же занятия, по мнению Софьи Лысенковой – «…ни что иное, как пустая трата времени. И дело здесь не столько в желании освободить ребёнка от излишних перегрузок, дать ему насладиться детством (хотя и это, разумеется, тоже). Самостоятельные занятия дома неизбежно приводят к зубрежке, а она – главный враг обучения. Все должно усваиваться в классе, в процессе совместного постижения материала. Важно не просто запомнить, а потом механически воспроизвести. Важно понять суть, осознать причинно-следственные связи».

В школе Family нет домашних заданий! Все задания дети выполняют в школе. И результаты оказываются поразительными. Ребята полностью усваивают программный материал, о чём свидетельствуют проводимые в течение года диагностики для отслеживания уровня формирования познавательных навыков и результат промежуточный аттестации в конце года. Более того постигают школьную программу раньше, чем это запланировано.




Автор:
Федорина Ольга Валерьевна
заведующая учебной частью школы FAMILY