идея интегративности образования а.С. макаренко

и как мы применяем ее на своих уроках

По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования. «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив – главная задача воспитательной работы» - считал А.С. Макаренко.

В чем было новаторство Антон Семенович Макаренко? В яркой и чёткой идее интегративности образования.


Современная начальная школа ориентирована на развитие личности младших школьников, в том числе - интеллектуальное развитие. Поэтому важным направлением деятельности педагогов выступает создание условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие младших школьников, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

В образовательных стандартах нового поколения говорится об использовании элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы. Интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей. В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, что способствует интеллектуальному, творческому развитию младших школьников.

Основой интегрированных уроков в школе Family является интегративно-тематический подход, который означает, что за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема учебной дисциплины. Учебное занятие, выстроенное в таком ключе, отличает использование на них межпредметных связей, которые позволяют более концентрированно организовать изучение нового материала и его закрепление, поскольку единица учебного материала рассматривается с разных позиций: художественно-эстетической, гуманитарной. Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и темами других дисциплин. То есть в изучаемой теме действуют внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

С позиции заданных целей интегрированного урока обозначаются вполне конкретные его результаты, такие как: повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; изменение интеллектуальной деятельности, обеспечиваемое рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением генетических взаимосвязей между изучаемыми компонентами; эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела; рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

А вы знаете, кто на самом деле изобрел тим-билдинг? Мы говорим «мозговой штурм», «тим-билдинг», «командообразование», «умение работать в команде», «повышение мотивации учеников»... И даже не вспоминаем о человеке, придумавшем это в педагогике. 1988 год был назван годом А.С.Макаренко в честь его 100-летнего юбилея. Идеи Макаренко приходят к нам в Россию в виде зарубежных методик... По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.


Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти своё место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования – одна из ведущих задач в школе Family. Это и знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся, и обыгрывание правильных стратегий поведения в командной среде, и коллективное проведение тематических праздников, организация насыщенных разнообразными мероприятиями лагерных смен. Школьники должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с учебным процессом. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в классе, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его одноклассниками. Всё вышеописанное мы успешно реализовываем работая в семейном формате обучения и воспитания детей с привлечением творчески активных, любящих детей и инициативных педагогов и воспитателей.


Да, педагогическая система Макаренко формировалась в колонии. Её суть в формуле: дело–ядро–самоуправление–формат. Дело объединяло воспитанников, дисциплинировало, организовывало. В коллективе было ядро – актив воспитанников, которые помогали своим примером и делом в воспитании вновь прибывших. За счёт этого ядра присутствовало и самоуправление в коллективе. Формат – это дисциплина, режим, правила, за соблюдением которых внимательно следил Антон Семёнович. Макаренко разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников полноценных членов общества. Безусловно, не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика. Однако это особо и не мешает использовать её и сегодня просто с поправками на действительность.




Автор:
Федорина Ольга Валерьевна
заведующая учебной частью школы FAMILY