Идеи Я.А. Коменского в теории

и практике гуманного подхода к детям

Интересные открытия и выводы об индивидуальном подходе сделал великий чешский педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский, живший в эпоху Возрождения. Он считал, что «ребёнок – это драгоценное сокровище, дороже любого золота». Исходя из этого, он отмечал, что «к ребёнку необходимо относиться с большим уважением, как и к любому человеку».

Сущность индивидуального подхода к детям Я.А.Коменский видел в том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Я.А. Коменский дал впервые теоретическое обоснование общеклассной работе на уроке в сочетании её с индивидуальной, выступил против того, что школа подводит всех учеников под один шаблон, обезличивает их.

Заслугой Я.А. Коменского стало то, что он теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил её. Хотя ученики и сидели вместе в классе, но фронтальных занятий со всеми детьми большей частью не было; каждый ребенок учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Я.А. Коменский выдвинул идею индивидуализации обучения и осуществления её в условиях коллективной работы с классом, как основу индивидуального подхода.

Коллектив нашей школы старается выстроить образовательный процесс именно так, как видел его Я.А. Коменский. Мы глубоко убеждены, что каждый ребёнок уникален, и нельзя в детях воспитывать шаблонное мышление. Мы, используя разнообразные формы обучения из альтернативных методик, формируем в учениках школы Family неординарность и гибкость мышления, умение креативно нестандартно подходить к решению задач и не бояться высказывать своё мнение.
Я.А. Коменский проводит интересную параллель: «Солнце не занимается отдельными предметами, будь то дерево или животное, но освещает, согревает и наполняет испарениями всю землю. Одними и теми же лучами оно освещает все». Подобно солнцу и учитель должен «распространять свои лучи на всех учеников».

Приведённые высказывания из «Великой дидактики» характеризуют его гуманный подход к детям, оптимизм и глубокую веру в силы и возможности каждого ребенка.
Раскрывая конкретные пути индивидуального подхода к учащимся, он очень образно подтверждает те же самые мысли. «Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог взобраться, если только у него есть ноги. Следует лишь устроить надлежащим образом лестницу или образовать удобные, высеченные в скале в надлежащем направлении и расстоянии, ступени».

Идеи Я.А. Коменского, которые он изложил в XV веке, нашли свое отражение в теории и практике гуманного подхода к детям в нашей школе Family: учётом индивидуальных различий, индивидуализацией обучения в условиях одновременной работы с классом, развитием положительных черт и способностей каждого ребенка с помощью индивидуального подхода.





Автор:
Федорина Ольга Валерьевна
заведующая учебной частью школы FAMILY